Во всех случаях страх, осознанный или бессознательный, проецируется на Другого, что, без сомнения, является отголоском нашего бессилия в первичных детско-родительских отношениях. Первый способ состоит в формировании поведенческого паттерна подчиненности, то есть отношения к Другому, которое предполагает скрытое признание его властного превосходства. Как это часто бывает, какие бы решения мы ни принимали, большинство из них являются бессознательными, и мы готовы принять любые рациональные обоснования, чтобы оправдать эти решения. Так, стратегия подчиненности часто объясняют близостью, заботой о Другом, включаяющей серьезную созависимость, что приводит к утрате у человека закономерного интереса к самому себе. Второй тип поведения, к которому мы прибегаем, чтобы справиться со страхом, состоит в проявлении жесткости или враждебности при общении с окружающими. Такая жесткость объясняется эмоциональными травмами, перенесенными в раннем детстве, а ее рациональное обоснование основано на убеждении, что поведение других людей диктуется только их собственными интересами. Все партнеры, которые стремятся контролировать или психологически насиловать других, тем самым проявляют собственные страхи. И все же побудить насильника взглянуть на то, чего он может бояться,- очень трудная задача. Еще одно исследование показало, что психотерапия насильников часто давала обратный результат, так как они переставали ощущать себя в безопасности и, следовательно, становились даже более агрессивными, защищаясь от собственных страхов.

Гинефобия — боязнь женщин у мужчин. Карен Хорни

В своей книге"Наши внутренние конфликты" Хорни разделила список из 10 потребностей на три основные категории. По Хорни все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Неврозы - от греч. Невротические расстройства - обратимые расстройства психики: Бек выделял профили характерных личностных расстройств: Избегающая личность, Зависимая личность, пассивно-агрессивная личность, Нарциссичекая личность, Шизоидная личность, Обессивно-компульсивная личность, Параноидная личность, Антисоциальная личность,"Артистичнеская" гистрионная личность.

В х годах Хорни была практикующим психоаналитиком в Берлине. Она Потребность в безопасности и свободе от страха, а не сексуальные или.

По мнению Карен Хорни причиной всех неврозов является базовая тревожность — это то состояние, в котором находится ребенок, который чувствует себя беспомощным, изолированным, в мире, который воспринимается им, как потенциально враждебный. Представитель экзистенциального подхода в психотерапии Ричард Нельсон-Джоунс, по этому поводу сказал, что быть человеком, значит быть тревожным. Тревожность у взрослого человека — это переживания ребенка, перенесенные в зрелый возраст, следствие проявления регрессионного механизма, являющегося основой психосоматических расстройств.

Чисто внешних враждебных факторов, которые могут вызвать у ребенка чувство тревоги, опасности довольно-таки велико. Карен Хорни приводит следующий перечень источников детских тревог: И когда уже взрослый человек попадает в ситуацию неопределенности, когда он растерян, переживает свою беспомощность, у него актуализируется детская тревожность. Это лишний раз напоминает нам о важности использования регрессионных механизмов погружение в измененное состояние сознания и трансформация детских переживаний в психологической коррекции.

Базовая тревожность по Карен Хорни и комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру близки по своему происхождению. Их причина в зависимости ребенка от окружающих и его беспомощности. Психологические механизмы социального подражания, заставляют ребенка сравнивать себя с взрослыми, это сравнение не в пользу ребенка, и ему приходится смотреть на взрослых снизу вверх, и как следствие, чувствовать свою ущербности и зависимость.

Еще Зигмунд Фрейд упоминал о двух механизмах психосоматических расстройств: А также соматические расстройства головокружения, нарушения пищеварения. Но, у Карен Хорни, наиболее значимыми в происхождении психосоматических проблем, являются механизмы тревоги, то есть, психосоматические расстройства - это телесные проявления тревоги.

Действительно, тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у пациента может быть понос и он может полностью сознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу.

Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее.

Карен Хорни. В балладе «Кубок» Шиллер рассказывает о паже, который бросился в пучину моря, чтобы завоевать женщину, символизируемую кубком.

Суть подобных представлений сводится к тому, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений; в этой точке сходятся мнения таких различных психотерапевтов, как Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стак Салливан. Этих людей часто называют неофрейдистами или, несколько пренебрежительно, ревизионистами.

Поскольку их теории имеют много общего с представлениями Фрейда, нас будет интересовать в основном их отличие от Фрейда и их подходы к проблеме тревоги. Во всех этих подходах важное место занимает культура — как в широком смысле слова, поскольку характерные особенности культуры влияют на формы тревоги, распространенные в данный исторический период, так и в более узком, то есть культура взаимоотношений ребенка со значимыми другими в его окружении.

Последняя сфера определяет развитие невротической тревоги. Конечно, такой подход не отрицает значения биологических потребностей ребенка или взрослого. Но эти потребности рассматриваются в контексте межличностных взаимоотношений. Поэтому источник тревоги не сводится исключительно к опасениям по поводу фрустрации инстинктивных или либидинозных потребностей.

Учение Карен Хорни

Карен Хорни труды, взгляды на психологию Хорни и женская психология Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зависти к пенису, женского мазохизма и развития женщины и попыталась заменить главенствующий фаллоцентристский взгляд на женскую психологию на иной, женский взгляд. Изначально она пробовала изменить психоанализ изнутри, но в конце концов отошла от многих его предрассудков и создала собственную теорию.

В первых своих двух статьях"О происхождении комплекса кастрации у женщин" и"Уход от женственности" Хорни стремилась показать, что девочка и женщина обладает лишь ей присущими биологической конституцией и схемами развития, которые следует рассматривать, исходя из женского начала, а не как отличные от мужских, и не как продукты их предполагаемой неполноценности по сравнению с мужскими. Она оспаривала психоаналитический подход к женщине как к неполноценному мужчине, считая этот подход следствием пола его создателя, гениального по-мужски, — и плодом культуры, в которой взяло верх мужское начало.

Бытующие мужские воззрения на женщину были усвоены психоанализом в качестве научной картины сущности женщины. Для Хорни важно понять, почему мужчина видит женщину именно в таком ракурсе.

Невротическая личность нашего времени автора Карен Хорни . более других людей будет воздерживаться от этого из-за страха неодобрения.

Философский аспект учения Карен Хорни Введение Карен Хорни вфилософско-психологической мысли века отведена роль классика неофрейдизма,возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению несколькихответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность еёконцепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека,исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическоездоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры.

Таким образом,культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, чтопозволяет отнести её к культурософской традиции традиции философии культуры. Социо-культурная ориентацияХорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомическойобусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всехпоследовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскомубиологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальныхотношений.

Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурныхусловий в развитии личности и её неврозов. В своей психоаналитическойпрактике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом идистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенныхразличий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер. Фрейдподчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные иинтеллектуальные аспекты.

Базальная тревога. К. Хорни.

Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа если не сказать - всех людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости. Одна из причин такой фрустрации — неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни.

Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, .. аспектов возникновения и развития тревоги подчеркивается в концепции К. Хорни.

Мэй Ролло Р Хорни: Суть подобных представлений сводится к тому, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений; в этой точке сходятся мнения таких различных психотерапевтов, как Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стак Салливан. Этих людей часто называют неофрейдистами или, несколько пренебрежительно, ревизионистами. Поскольку их теории имеют много общего с представлениями Фрейда, нас будет интересовать в основном их отличие от Фрейда и их подходы к проблеме тревоги.

Во всех этих подходах важное место занимает культура — как в широком смысле слова, поскольку характерные особенности культуры влияют на формы тревоги, распространенные в данный исторический период, так и в более узком, то есть культура взаимоотношений ребенка со значимыми другими в его окружении. Последняя сфера определяет развитие невротической тревоги. Конечно, такой подход не отрицает значения биологических потребностей ребенка или взрослого.

Но эти потребности рассматриваются в контексте межличностных взаимоотношений. Поэтому источник тревоги не сводится исключительно к опасениям по поводу фрустрации инстинктивных или либидинозных потребностей. Нормальный человек может перенести значительную степень фрустрации таких потребностей например, сексуальной без тревоги. Фрустрация инстинктов — сексуальность тут является удобным примером — приводит к появлению тревоги лишь тогда, когда эта фрустрация ставит под угрозу какую-либо ценность или форму межличностных отношений, которые, с точки зрения человека, жизненно важны для его безопасности.

По мнению Фрейда, факторы окружающей среды лишь видоизменяют инстинктивные влечения; в отличие от него, для тех представителей неофрейдизма, о которых мы говорим, межличностный контекст окружающая среда, с психологической точки зрения занимает центральное место, а факторы инстинктов важны лишь постольку, поскольку они представляют собой в этом межличностном контексте жизненно важные ценности[].

Говоря о концепциях Хорни, важно отметить одну их отличительную особенность:

Карен Хорни

. Карен Хорни В х гг. Сторонники последнего, в лице Хорни, Фромма, Салливена и др. Зачатки интерперсональной теории в психоанализе появились в работах Ференчи, но ее современная форма идет от Хорни, Фромма и Райка. Карен Хорни стала известна во многом благодаря своим книгам, а не терапевтической работе и прямому воздействию на своих последователей в роли преподавателя.

Я использовала раньше этот термин в качестве синонима термина «страх», указывая таким образом на родство между ними. Оба эти термина в.

Фромм страх — это глобальное иррациональное состояние, связанное с иррационализмом социальных структур. В неофрейдизме обсуждение проблемы страха все чаще замещается изучением тревожности человека. Он рассматривается в качестве динамического центра неврозов. Последователи Фрейда также различали страх, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный. Тревога, чувство бессилия и ничтожности, особенно сомнения относительной своей участи после смерти — все эти факторы создают, по мнению психоаналитиков, гнетущее душевное состояние, которое практически никто не может выдержать.

Трудно представить себе человека, который бы испытывал такой страх и при этом был бы способен радоваться жизни и спокойно смотреть в будущее. Начиная с работ американской исследовательницы Карен Хорни — , которая указывает на различие между страхом и тревогой, многие психоаналитики стали уделять преимущественное внимание психологическим условиям, которые рождают тревогу.

Они изучают механизмы защиты от тревоги, пути и возможности разрешения внутренних конфликтов, основанных на тревожности, ведущих к неврозам. Хорни, страх выступает в качестве фактора формирования невротических типов личности, хотя ему присущи также и конструктивные характеристики. Хорни ставила такие вопросы: Или, может быть, невротические страхи мнимы? Отвечая на эти вопросы, Хорни называет два фактора. Первый — жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи.

Друзья невротика